Завтра, 25 января Владимиру Высоцкому исполнился бы 71 год. Уже почти три десятилетия его нет с нами, но голос его продолжает жить, а песни сегодня, как и тогда находят живой отклик в людских сердцах. Благодаря новым находкам, ширится, становится доступным новым поколениям людей его творческое наследие. Издаются самые полные на сегодняшний день книги с его стихами, песнями, публицистикой, прозой. Собраны и продаются на DVD все съёмки с участием Высоцкого, в том числе и редкие, зарубежные. Много информации о Высоцком в Интернете. Не забывают его радио, телевидение, пресса. А когда-то о таком информационном изобилии в отношении жизни и творчества крупного актёра и автора, можно было только мечтать…
"Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют - да все из сказок".
Ему часто ограничивали свободу в творчестве и жизни, мешали, «перекрывали кислород» - и тогда он чувствовал себя затравленным зверем, борющимся за свободу с коварным противником, играющим не по правилам. Эта атмосфера борьбы очень чувствуется в песнях «Охота на волков», «Бег иноходца», «Песня микрофона», стихотворении «Памятник» и других произведениях.
"Я скачу, но я скачу иначе, -
По камням, по лужам, по росе.
Бег мой назван иноходью, значит:
По-другому, то есть, не как все."
А как, до колик в животе, заставляют смеяться другие его песни! При первых же строчках «Жираф большой…», «Ой, Вань…», «Считай, по-нашему…», «Ой, где был я вчера» - моментально в памяти всплывает содержание песен и возникает невольная улыбка. Но с каждым новым прослушиванием, эти песни открываются по-новому. Сначала – смешно, но когда вслушаешься, понимаешь, что это и есть наша действительность и начинаешь задумываться. Многие люди, способные думать и анализировать, в героях песен Владимира Высоцкого порой узнают себя… Осознав что-то, "просыпаются"… Хотят что-то изменить в себе, в своей судьбе, действительности…
Есть в творчестве Высоцкого ненавязчивая, незаметная, на первый взгляд, воспитательность. Она принадлежит вроде бы и не автору, а самой Жизни во всём её разнообразии. Так, наверное, и должно быть у настоящего мастера.
"Если трудно идешь - по колени в грязи
Да по острым камням, босиком по воде по студеной, -
Пропыленный, обветренный, дымный, огнем опаленный -
Хоть какой, - доберись, добреди, доползи..."
Поэзию Владимира Высоцкого отказывались издавать в книгах по разным причинам: из-за идеологических разногласий, жёстких запретов «сверху» или страхов людей, от которых это издание зависело, потерять личное благополучие. Но несмотря на все препятствия, запреты и инструкции, из рук в руки в народе передавались его записи, а позже – и самиздатовская книга «Нерв». Благодаря своему хриплому и отчаянному голосу, живому, меткому слову и ставшей к тому времени доступной для многих людей звукозаписи, пробивался Высоцкий к людским душам. И как пробивался! Песней и монологами - своеобразной публицистикой, рождавшейся от общения со зрителями на самых разных и многочисленных сценах.
"Я весь в свету, доступен всем глазам,-
Я приступил к обычной процедуре:
Я к микрофону встал как к образам...
Нет-нет, сегодня точно - к амбразуре..."
У Юрия Визбора в создании песен был творческий подход – пережить, чтобы написать. Он пользовался им и в журналистике. Вместе с нефтяниками участвовал в бурении скважин, с другими - валил лес, плавал на ледоколе, покорял вершины. И рождались замечательнейшие и душевнейшие песни, статьи, радиопередачи и фильмы. Но хватит ли жизни, чтобы таким образом охватить в творчестве (и как можно полнее!) всю человеческую действительность?
Высоцкий шёл иным путём! Ему помогал театр. Он, как и его отец, знал и напевал песенки-пьески Вертинского. Песенное творчество Александра Галича с его драмотургическими песнями, хоть и не широко, но уже выходило на публику. Булата Окуджаву он называл своим духовным отцом… Дружил с Шукшиным. Блестяще играл есенинского Хлопушу, внимательно вслушиваясь, как на старой грамзаписи читал поэму «Пугачёв» сам Сергей Есенин. Несомненно, была у него опора на театральную традицию в песнях, на городской романс. Повлияло в какой-то мере на его творчество знакомство с такими людьми, как Окуджава и Галич.
Но так ярко как он, с таким стержневым русским бунтарским напором, пожалуй, никто до него сплав перечисленных выше традиций в песнях не воплощал! Будучи человеком с феноменальной памятью, с очень широким кругом общения, внимательным, наблюдательным, с незаурядным актёрским талантом, Владимир Высоцкий моментально входил в образ и ситуацию, и уже оттуда - творил. Творил, тщательно оттачивая и, бывало, чуть ли не с документальной точностью.
На стадионах и в частных квартирах, в таёжной глухомани у старателей и хороших концертных залах, перед самыми разными слушателями приходилось петь Владимиру Высоцкому. Участники войны и ученые, спортсмены и представители блатного мира - многие принимали его «за своего» из-за глубокого проникновения его песен в людские миры и мирки. Часто спрашивали, не отбывал ли он срок на зоне, не воевал ли на таком-то фронте в составе такого-то полка, не занимался ли наукой, засыпали сотнями самых несуразных, применительно к биографии автора, вопросов.
С распространением по всему Союзу магнитных записей песен Высоцкого и успеху киноленты «Вертикаль» также с его песнями популярность и любовь самых разных слоёв населения к автору песен, стихов и прозы, актёру театра и кино выросли в 60-х годах лавинообразно и уже не покидали его. И хотя все выходившие «в свет» песни были пропущены сквозь непременное сито цензуры, уже сам факт издания большим тиражом пластинок на общесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» был несомненным успехом.
Сейчас многие авторы сочиняют и исполняют свои песни в традициях Высоцкого. Чувствуется это влияние и в творчестве известных современных бардов: Шаова, Третьякова и многих других. И все-таки Высоцкий неповторим.
Откуда эти любовь и всеобщее признание? Думаю - от яркости таланта, полной самоотдачи, бескомпромиссного, беспощадного, живого и меткого слова, истинных, а не мнимых гуманизма и патриотизма… Благодаря необузданному стремлению в своём творчестве воспевать настоящие ценности, ловко подмеченное и схваченное многообразие жизни, без запретных тем, ремарок и прикрас.
Он пел, играл, сочинял с полной самоотдачей, не жалея себя, на пределе напряжения человеческих сил!! Не витийствовал, а жил песней. Жил среди людей и для людей. И жизнь эта была не спокойным и скучным тлением при внешнем благополучии, а яркой вспышкой.
Высоцкий у каждого из нас свой. Каждый по-своему открывает и видит его. И удивительно то, что несмотря не нынешнюю моду копаться в грязном звездном белье, забывая о главном в человеке, его личность и творчество неподвластны интриганству и обмусоливанию. По-прежнему, для нас это замечательный поэт, актер, яркая неповторимая личность.
Его уже с нами нет, но для нас, в это непростое время, по-прежнему актуально звучит его голос, рублеными четкими фразами проповедуя порядочность и самоотдачу настоящего человека искусства и истинные гуманистические ценности:
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу....
...Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу даже с пеной у рта, -
Я умру и скажу, что не все суета!
А. Гетманов.
Источник: http://газета "День республики" от 24 января 2009 года |