Настройка
Каждая струна настроенной гитары имеет определённое натяжение. Чтобы натянуть (ослабить) струну мы крутим её колок - специальный червячно - барабанный механизм на головке грифа. Для настройки гитары нам необходимо усвоить такое музыкальное понятие, как «унисон». Унисон – явление, при котором одинаковые по высоте звуки сливаются и воспринимаются на слух как один звук. Обычно настройка гитары начинается с первой (самой тонкой) струны.
Первая струна, прижатая указательным пальцем правой руки к порожкам грифа на V-ом ладу (лады считать по направлению от верхнего порожка к нижнему) должна звучать в унисон со звуком камертона. Камертон – это прибор, который даёт для настройки эталон звука «ля» первой октавы (частота звуковых колебаний 440 Гц). По нему настраиваются почти все музыкальные инструменты. Но существуют камертоны специально для гитар, в них - шесть эталонных звуков каждой из шести открытых струн. Если нет камертона, первую струну можно настроить, ориентируясь на ноту «ми» первой октавы, взятую на каком-нибудь другом инструменте (фортепиано, баян, флейта, кларнет, другая настроенная гитара и др.):
Открытая (не прижатая) первая струна – должна звучать в унисон с нотой «ми» первой октавы других инструментов. Если камертона или другого инструмента рядом нет, можно сообщить струне среднее натяжение. Такой подход, конечно, грубоват и прибегать к нему советуем в крайнем случае. Если струна натянута слабо – она не даст достаточно яркого и чистого звука, если же перетянута - её трудно будет прижать к грифу и при малейшем натягивании дальше она может лопнуть (можно пораниться!). Поэтому в сторону натяжения старайтесь крутить колок понемногу, постоянно прислушиваясь к звуку, чувствуя и контролируя пальцем силу прижатия струны к грифу.
После настройки первой струны - переходим к следующим:
Вторая струна, прижатая на V-ом ладу, должна звучать в унисон с открытой (не прижатой) 1-ой струной.
Третья струна, прижатая на IV-ом ладу, должна звучать в унисон с открытой 2-ой струной.
Четвертая струна, прижатая на V-ом ладу, - в унисон с открытой 3-ей.
Пятая струна, прижатая на V-ом ладу, – в унисон с открытой 4-ой.
Шестая струна, прижатая на V-ом ладу, - в унисон с открытой 5-ой струной.
Если гитара настроена правильно, то звуки открытых 6-ой и 1-ой струн будут как бы сливаться, хотя мы по-прежнему услышим два звука. Просто на самом деле будут звучать два звука одной ноты, только в разных регистрах (участках диапазона звукоряда) – высоком и низком.
Здесь приводится лишь один, наиболее простой и распространенный способ настройки гитары. Не расстраивайтесь, если сразу инструмент настроить не получается. Нужна тренировка. Даже в музыкальной школе этот навык появляется на 2-3 год обучения. Если по приведенной схеме настройка гитары не получилась можно приобрести и использовать специальный электронный тюнер – небольшой приборчик, который помогает с помощью загорающихся индикаторов более - менее правильно настроить каждую струну (особенно полезен он будет если у вас слабо развит музыкальный слух, а то и вовсе пока его нет).
И последнее, что касается настройки. Если у вас на гитаре высота струн над грифом регулируется винтом, не забудьте перед звуковой настройкой струн, с помощью отвертки или гитарного ключа (в зависимости от конструкции гитары) добиться, чтобы зазор между струнами и грифом над XII ладом был нормальным ( 5 мм). При такой регулировке, струны не будут дребезжать и не покажутся вам слишком тугими. Если регулировку высоты струн над грифом проводить после звуковой их настройки – последняя будет заметно испорчена и нужно будет её восстанавливать. Соблюдайте правильную последовательность действий во избежание двойной работы!
Источник: http://"Песни под гитару в туристском объединении", Черкесск 2007 |