Некоторые советы и рекомендации по приобретению гитары
Существует гитары самых разнообразных видов, типов и конструкций. Достаточно отличаются они и по качеству. В пределах нашего пособия мы ведём речь о гитаре акустической.
Итак, если вы решились на покупку гитары и мало в этих инструментах разбираетесь, лучше обратиться к человеку, умеющему играть на гитаре и настраивать её.
Начинать осмотр потенциальной покупки нужно с крупных основных частей.
Корпус осмотрите очень тщательно! Нет ли на нём дефектов, трещин. Обратите внимание на качество лакового покрытия. Через розетку загляните внутрь корпуса. Нет ли там дефектов склейки скрепляющих деталей, трещин на деревянных рейках-пружинах. Хорошо простучите со всех сторон пальцами по корпусу - нигде не должно быть дребезжания! Если продавец утверждает, что корпус из чистого дерева, это - легко проверить, присмотревшись к текстуре древесины на верхней деке. Если дека действительно из дерева, то линии текстуры будут иметь своё продолжение на срезе по всей толщине деки, это хорошо видно в области розетки. Ещё один признак: цена более-менее качественной гитары из чистого дерева будет начинаться где-то от 5000 руб. Для того, чтобы решить, какую гитару купить, ответьте на вопрос: для каких целей вы хотите её использовать? Если гитара из фанеры недорогая, но сделана качественно, издаёт при этом не глухой, а вполне приличный звук - для походов, игры дома для себя, она - вполне приемлемый вариант.
Гриф - часть гитары не менее важная, чем корпус. Внимательно осмотрите его на целостность, отсутствие повреждений, трещин. Расстояния между порожками должны выверяться изготовителем с очень высокой точностью. Попробуйте (попросите) настроить интересующий вас инструмент. После настройки, в разных местах грифа (от самого его начала и до конца) нужно попробовать взять несколько аккордов. Полезно с целью проверки передвигать от лада к ладу какой-нибудь аккорд, взятый приёмом “Барэ” (об этом приёме и аккордах см. далее – стр.27). Прислушивайтесь к звучанию. Если звучание аккорда хорошее, чёткое, стройное (при взятии аккорда в любом месте грифа) - расстояние между порожками выверено правильно. Верность этого метода проверки будет точнее, если настройка гитары была точной и новые струны уже успели релаксировать, т.е. привыкнуть к своему обычному натяжению. Далее, следует обратить внимание на сами металлические порожки грифа. Каждый из них должен быть хорошо обработанным, отполированным.
И ещё: высота каждого порожка должна быть одинаковой, плоскость грифа с ладами должна быть идеально ровной. Если, скажем, струна прижата на III-м ладу, а звучит нота, которая должна звучать при прижатии XII-го, то гриф в таком его состоянии для полноценной игры не годится. Для проверки “пройдите” по каждой струне, прижимая её пальцем к грифу на всех ладах: от первого-до последнего,извлекая звук пальцем другой руки (особое значение имеет звук струн на I-XII ладах, т.к. именно там почти всегда и приходится играть). Прислушивайтесь к звуку. Он с каждым ладом должен немного повышаться на одинаковую величину. Струны при этом (если вы, конечно, их достаточно прижимаете) не должны издавать дребезжащего звука.
Не забудьте осмотреть механизмы натяжения струн на головке грифа. Проверьте червячно-барабанный механизм каждого из шести колков. Осмотрите зубчатый барабан. Все ли зубцы на нём целы? Покрутите колок в сторону ослабления струн, затем - в сторону их натяжения. Зубчатый барабан при этом должен сделать хотя бы один оборот. Следите за работой механизма. Вращение червячного валика должно быть плавным, без резких скачков и срывов с зубцов барабана.
Осмотрите место крепления грифа к корпусу. Убедитесь, что гриф хорошо подогнан и прикреплён. Во многих гитарах, где он приклеен намертво (без регулировочного винта) – отсутствует возможность изменить высоту струн над грифом. Нормальная высота струн над XII-ым ладом грифа должна равняться 5мм. Если это расстояние больше - играть вам будет трудно и придётся обратиться к мастеру для доработки инструмента.
Теперь немного о струнах, их свойствах, о том, на какие инструменты - какие струны подойдут лучше. Чистый звук, “теплоту” тембра, эмоциональную выразительность мелодии - обеспечат хорошие нейлоновые струны. Рекомендуются они для классических гитар, для новичков, которым тонкие струны при прижатии к грифу, больно врезаются в пальцы. Широко распространены сейчас эстрадные акустические гитары. Корпус у них, в отличие от округлого классического, несколько угловат и нередко больше по размеру, часто имеет в нижней части дополнительную выемку для удобства прижатия струн на грифе у самой розетки, а ниже её - защитную пластиковую накладку. Гитары эти особенно хороши для игры боем разнообразных ритмов. Струны на них лучше ставить металлические. Красивый характерный звон, глубокие сочные басы имеют струны с бронзовой оплёткой. Сносный, на мой взгляд тембр у струн с латунной, красномедной оплёткой.
Удачной гитары!
Источник: http://пособие А.Гетманова "Песни под гитару в руристском объединении", Черкесск 2006 |